Студия Firaxis рассказала об основных отличиях X-COM: Enemy Unknown от своего знаменитого предшественника. Теперь оружие имеет бесконечные патроны, не нужно подсчитывать очки действия — их всего два, и тратятся они на перемещение или действие. Ушли в прошлое режимы стрельбы (точный выстрел, навскидку, очередь), зато серьезно усложнилась система прокачки солдат. Каждый из трех классов — снайпер, поддержка, специалист по тяжелому вооружению — при достижении нового уровня должен выбрать один из двух навыков. Например, снайпер может выбрать навык, позволяющий стрелять сразу после пробежки, или предпочесть навык стрельбы по чужой засветке. Следуя современной моде, в игре появилось понятие «подавляющий огонь» — держа врага под обстрелом, можно заставить его пропустить ход.
Как и в оригинале, большая часть уровней генерируется случайным образом. Но студия Firaxis решила добавить некую видимость сюжета — хотя все происходящее определяется действиями игрока, программа будет периодически подкидывать специальные сюжетные уровни, созданные вручную. Видеоролики в виде выпусков теленовостей будут нагнетать атмосферу, рассказывая о возрастающих масштабах инопланетного вторжения. Также появятся специальные задания от правительств различных государств, финансирующих команду X-COM. Например, Япония, недовольная усилиями игрока по защите их территорий, может потребовать партию лазерных винтовок для усиления обороны.
Всего в игре будет 30 типов пришельцев. Сектоиды теперь могут пользоваться псионической связью для координации своих действий, но, убив одного головастика, вы можете убить всю «подключенную» к нему группу. Мутонов наделили навыком «Зов крови» — это боевой клич, пробуждающий все их звериные инстинкты. Кибердиски больше не летают, а бегают на механических ножках, как тараканы. Появился новый тип врагов — Тощие (Thin Men), очень похожие на людей пришельцы в костюмах. Именно их показали на первом опубликованном скриншоте. Тощие очень подвижны, могут прыгать на больше расстояния, плюются едким веществом и взрываются, обдавая всех брызгами кислоты.
Разработчики заявили, при работе над интерфейсом они черпали вдохновение в ролевой игре Dragon Age: Origins. Причем владельцы персоналок получат более гибкий интерфейс, например, в PC-версии можно будет поднять камеру настолько высоко, чтобы осмотреть все поле боя разом. Хардкорным поклонникам оригинала тоже не стоит беспокоиться: для них студия готовит специальный режим Classic Mode. Подробностей пока нет, но, судя по названию, он позволит убрать большинство нововведений, призванных облегчить жизнь новичкам, и вернет знакомые по оригиналу элементы геймплея.